В соответствии с европейским соглашением о транспорте, все грузовые автомобили и автобусы должны быт...
Российская федерация несколько лет назад присоединилась к Женевской конвенции, которая регламентируе...
cup 
Вход на сайт

Классификация моторных масел по API и SAE

Для того чтобы классифицировать масла нужно понимать смысл параметров, по которым выполняется классификация моторных масел по API и SAE. Без этого понимания, цифры и буквенные обозначения масел так и останутся просто цифрами и буквами.

Основные параметры для классификации моторных масел

Одним из параметров, на который опираются при классификации масел, является их вязкость. Вязкость масла возникает в результате взаимодействия (трения) между слоями масла. Вязкость напрямую зависит от температуры. Чем выше температура, тем ниже вязкость. При снижении температуры вязкость масла увеличивается.
Классификация моторных масел по API и SAE

Общий рабочий диапазон температур масел находится в пределе от –35’ C до +180’ С. И при этом коэффициент вязкости меняется с сотни раз.

Для чего важен параметр вязкости? Вполне очевидно, что при высокой температуре, когда вязкость масла уменьшается, оно не будет удерживаться на трущихся поверхностях, а элементарно будет вытекать под действием силы тяжести. Это приведет к тому, что сопрягаемые детали будут работать в «сухом» режиме с соответствующими последствиями. Это и огромный износ металла, это и перегрев деталей, вплоть до появления цветов побежалости, что приводит к изменению характеристик металла. Не говоря уже о том, что львиная доля энергии ДВС будет расходоваться на преодоление силы трения.

Если температура низкая, то вязкость масла повышенная. В некоторых случаях это приводит к тому, что стартер не сможет преодолеть сопротивление и провернуть коленвал. Но и это еще не все. Увеличенная вязкость масла, не даст нормально двигаться маслу по маслопроводным магистралям.

Второй параметр – температура. Имеется в виду температура холодного запуска двигателя, которая соответствует температуре воздуха, и максимальная температура, которая может возникнуть в двигателе во время его работы. При этом масло и при низкой и при высокой температуре должно сохранять (хотя и изменяющуюся), но рабочую вязкость.

Классификация моторных масел по SAE

Эта классификация делит все масла по вязкости в зависимости от температуры, как воздуха, так и двигателя. Помимо этого в этой классификации учитывается кинематическая и динамическая вязкость.

Кинематическая вязкость – это характеристика, которая показывает, насколько течет масло под действием силы тяжести при определенной температуре. Другими словами, кинематическая вязкость – это вязкость масла в покое.

Динамическая вязкость масла учитывает скорость, с которой двигаются сопрягаемые детали относительно друг друга. Измерение динамической вязкости – процесс достаточно сложный. Но существует закономерность, что чем быстрее детали двигаются относительно друг друга, тем вязкость масла уменьшается. Если скорость уменьшается, вязкость масла становится больше.

В системе классификации SAE применяются условные единицы вязкости. Чем выше число, тем вязкость масла больше. Классификация моторных масел по SAE предполагает условное деление масла на три вида: зимнее, летнее, всесезонное.

Зимние виды масел по этой классификации обозначаются буквенным обозначением "W" (Winter-Зима). Вместе с буквой используются цифры: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Чем выше цифра стоит в классификации, тем выше вязкость масла.

При этом учитывается не только кинематическая, но и динамическая вязкость масла. Для масел зимнего класса устанавливается два предела: предел динамической вязкости при низкой температуре и нижний показатель кинематической вязкости при температуре двигателя 100’ C.

При классификации зимнего масла учитываются следующие параметры (для низких температур):

• Проворачиваемость – это вязкость масла (динамическая) и нижний предел температуры, при которой свойства масла дают возможность произвести запуск двигателя.

• Прокачиваемость – способность масла проходить по маслопроводным магистралям при низких температурах и обеспечивать нормальную смазку трущихся деталей.

• Для высоких температур (100’ С) применяется параметр минимальной вязкости (кинематической) зимнего масла при нагретом двигателе.

Летняя классификация масел по системе SAE выполняется только цифровым обозначением без буквенных символов. Например, SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Основными характеристиками летнего масла являются: минимальная и максимальная вязкость (кинематическая) при достижении двигателем температуры 100’ С. Вторая характеристика – минимальная вязкость (динамическая) при температуре 150’ С и скоростью сдвига 106 С-1. Показатель скорости сдвига (градиент) является отношением скорости движения деталей к размеру зазора между деталями, который заполнен маслом. Чем выше градиент, тем ниже вязкость масла. Т.е. чем больше скорость вращения, тем вязкость ниже.

Всесезонные обозначения масел имеют и цифры и буквенные обозначения в классификации. По сути, эти цифры отражают свойства как летнего, так и зимнего масла. Например, SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30 и т.д.

Чем меньшая цифра стоит перед буквенным обозначением, тем вязкости при низкой температуре меньше. Цифра, стоящая после буквенного обозначения дает характеристику масла при высокой температуре. Большая цифра, стоящая после буквы, обозначает, что у масла выше вязкость при высокой температуре.

Классификация моторных масел по API

Эта система классифицирует моторные масла по области применения и по их эксплуатационным свойствам. Система подразумевает условное деление масел в зависимости области применения на две категории:

• S – масло для автомобилей с бензиновыми двигателями (легковые автомобили, легкие грузовики, микроавтобусы);

• С – масло для дизельной техники (грузовики, с/х техника, строительная техника и т.п.).

Эти две первые буквы обозначают категорию транспорта, но далее стоит еще одна латинская буква, которая обозначает качество масла. Чем эта буква находится ближе к началу алфавита, тем качество масла выше.

Классификация моторных масел по API предполагает использование обозначения 2 или 4 для обозначения масла для двухтактных и четырехтактных дизельных двигателей.

Универсальные масла, которые могут использоваться и для бензиновых и для дизельных двигателей, имеют дополнительное обозначение. Например, SF/CC значит, что масло подойдет для бензиновых двигателей, но может использоваться, как дизельный вариант.

Если используется, например, обозначение CD/SF, то, прежде всего это дизельное масло, но его можно использовать и в бензиновых двигателях.



Тоже интересно:
Поиск по сайту